Как повишат артериалное давление

Программа работы тифлопедагога в группе с амблиопией

02.03.2015, 21:24
Автор: Rish1985
Просмотров: 1522
Комментариев: 9

Взаимодействие работы тифлопедагога и логопеда в коррекционной группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием

Учитель – логопед Глущенко Е.В.

Тифлопедагог Пристанскова Н.И.

МДОУ «д/с комбинированного вида «Дубравушка»

города Балашова Саратовской области»

«Дефект, по выражению Л. С. Выготского, «не только

слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с

одной стороны он нарушает деятельность организма,

с другой – служит стимулом к повышенному развитию

другой функции организма»

Все это становится в центре внимания коррекционной работы в зрительной группе и определяет ее необходимость. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения проводится по следующим направлениям:


  1. Развитие зрительного восприятия;

  2. Развитие мелкой моторики рук;

  3. Формирование умений в ориентировке в пространстве;

  4. Развитие речи.

В нашем детском саду «Дубравушка» функционируют две коррекционные группы для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием из 29 детей посещающих данные группы 13 детей (что составляет 45%), нуждаются в коррекционной помощи не только тифлопедагога, но и логопеда. Отсюда следует, что в системе специальных занятий необходимо осуществление комплексного многостороннего подхода к коррекции развития детей силами тифлопедагога и логопеда, что обеспечит активизацию деятельности сохраненных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушением сенсорной сферы.

У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нарушения скорости и ритма движений. Это проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.

В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребенка с нарушенным зрением учителю-логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового.

В целом правильная постановка задач коррекционно-развивающего обучения помогает уточнить, конкретизировать и обогатить зрительные впечатления детей, а также развить их творческое воображение. Например, в заданиях типа «Собери букву из частей», «Разрезная картинка» дети учатся понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, соотносить эти части и понимать отношения величины между половиной и четвертью и т.п.

Важно всегда помнить, что, развивая речь ребенка с нарушениями зрения, мы формируем процесс приема и передачи вербальной и невербальной информации и процесс этот направлен, прежде всего, на познание ребенком себя и оценку самого себя посредством других людей. Поскольку у детей с нарушениями зрения отмечается снижение уровня эмоционального фона восприятия, недостаточность развития мимической и пантомимической выразительности, то развитие перечисленных характеристик является важной составляющей коррекционного обучения.

Согласно рекомендациям тифлопедагога логопед объединяет детей в подгруппы не только с учетом речевого развития, но и с учетом нарушения зрения, на индивидуальных занятиях логопед и тифлопедагог следуя, рекомендациям медсестры ортоптистки размещают детей согласно окклюзии (при заклеенном правом глазе педагог находится слева от ребенка). Весь дидактический и наглядный материал, используемый на индивидуальных занятиях должен быть предметным, по возможности из реального мира (свежие овощи, фрукты и т.д., а также муляжи), цвета также должны быть яркие и красочные. Цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета. Когда демонстрируется детям картинный материал, он обязательно должен быть показан на планшетах желтого, зеленого, оранжевого, красного цвета. При миопии фон планшета должен быть черного цвета. Детям с диагнозом расходящие косоглазие материал должен представляться в вертикальном изображении, а при сходящем косоглазии – в горизонтальном изображении. Слабовидящие дети лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных заданий), на всех сюжетных картинках обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива) и не должно быть перегружение объектами. Логопеду на своих занятиях необходимо учитывать зрительную нагрузку и включение в занятие гимнастики для глаз, переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое. Например, при автоматизации звуков в словах можно использовать помимо картинного материала, такой прием как узнавания предмета на ощупь («Волшебный мешочек»).

Вся коррекционная работа и логопеда и тифлопедагога начинается с работы над мелкой моторикой рук, которая сочетается с решением других коррекционных задач, например, таких как зрительное восприятие. В своей работе мы используем специально разработанное упражнение для мелкой мускулатуры рук и пальцев, которое влияет на развитие зрение ребенка. Материалом для данного упражнения служат небольшие кольца пяти цветов. В упражнении детям предлагаем надеть заданное кольцо на заданный палец (желтое кольцо на большой палец), или предлагается другой вид упражнения «Сделай, как я», процесс надевания колец требует обсуждения с детьми. В зависимости от возраста детей варианты упражнения усложняются: вводится макет руки, на каждого ребенка свой набор колец. Педагог представляет композицию на макете, а дети должны повторить, с объяснением действий.

Так же этим детям рекомендуется работать двумя руками для более полного представления о предмете и развития предметно – практической деятельности.

При проведении занятий по формированию ориентировки в пространстве логопед на своих занятиях закрепляет пройденный материал по рекомендациям тифлопедагога. Например, при дифференциации звуков [р],[л] дети должны по указаниям логопеда выложить на листе бумаги картинки со звуком [р] в правом верхнем углу, а со звуком[л] в левом нижнем углу листа. Так же используются такие упражнения, как «Назови части тела», в названии которых есть звук [л], «Найди сказку» - по кабинету размещена серия картин по сказки, по указаниям логопеда дети находят нужные картинки и составляют сюжет сказки.

В свою очередь логопед дает необходимые рекомендации тифлопедагогу, для более эффективной логопедической работы. На своих занятиях тифлопедагог отрабатывает автоматизацию звуков. Например, при развитии ориентировки в пространстве тифлопедагог составляет маршрут, по которому дети ищут необходимые картинки, тем самым проговаривая, не только движение, но и отрабатывая автоматизацию звуков. При изучении лексических тем тифлопедагог, по рекомендации логопеда ведет работу по развитию связной речи, например заучивание чистоговорок, скороговорок. Также следуя рекомендациям логопеда, тифлопедагог работает над формированием грамматического строя речи, такими упражнениями, как «Скажи ласково», «Что делает?», «Один - много» и дт.

Таким образом, в нашем детском саду в системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, медсестры ортоптистки.

Источник: http://zrenielib.ru/docs/index-2269.html